Get Adobe Flash player

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая 3 декабря с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, говоря о развитии АПК, предложил изымать неиспользуемые сельхозземли у нерадивых и недобросовестных владельцев.

Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации стоит уже на протяжении 25 лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью. Пути решения данного вопроса заключаются в создании условий, соответствующих принятию мер, направленных на добровольный отказ от прав на неиспользуемые земельные участки. Либо, как справедливо отметил Глава государства Владимир Владимирович Путин, принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.
В результате земельной реформы, которая была начата в 1990 году, большая часть сельскохозяйственных угодий путем приватизации была передана гражданам Российской Федерации. В настоящее время из 4 млн га сельскохозяйственных угодий Курганской области примерно половина принадлежит хозяйствующим субъектам и иным предприятиям, а так же государственным и муниципальным предприятиям. Вторая половина – гражданам, которые фактически не способны самостоятельно использовать полевые земли, которые располагаются за чертой населенных пунктов. В то же время инвесторы, желающие взять свободные (неиспользуемые) земли, главным образом смотрят на земли, переданные в общую долевую собственность, которые занимают компактные, большие массивы с удобным расположением вблизи дорог с твердым покрытием и т. п. А вот отмежеванные земельные участки, находящиеся в собственности граждан, им не интересны. Располагаются они раздроблено и при этом, как правило, присутствует чересполосица, то есть границы используемых земельных участков сопряжены с границами не используемых земельных участков, которые приходится объезжать, а порой к ним попросту невозможно подъехать. Получается, что земля у граждан есть, но сдать её реально в аренду или в пользование они не могут.
Если ранее до 2008 года контролем за использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, занимался практически один орган – Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, который не охватывал большую часть земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас этим вопросом занимаются три государственных органа, два из которых – Росреестр и Россельхознадзор – непосредственно нацелены на вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому процент выявленных правонарушений, связанных с неиспользованием или не рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, значительно возрос. Если раньше штрафные санкции за нарушение земельного законодательства были относительно невелики – от нескольких сот рублей до нескольких десятков тысяч рублей, то сейчас от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и более, что зависит от площади неиспользуемого земельного участка и принадлежности его физическому или юридическому лицу.
Кроме того, необходимо учесть тот факт, что если ранее повторное неисполнение предписания не предусматривало увеличение штрафа, то сейчас размер штрафа при повторном неисполнении предписания, вынесенного государственным органом, осуществляющим земельный надзор, увеличивается практически в 2,5 — 3 раза. Вышеуказанные обстоятельства вынуждают собственников и иных правообладателей (арендаторы, землепользователи и др.) отказываться от прав на принадлежащие им неиспользуемые земельные участки.
До 2010 года практически отказов не было. А далее по результатам принятых Управлением Россельхознадзора по Курганской области мер, начиная с 2010 года, люди пошли отказываться от земельных участков: 2010 год — 9 фактов, 2011 год — 26 фактов, 2012 год — 47 фактов, 2013 год — 59 фактов, и за I – полугодие 2015 года — уже более 40 фактов отказа.
За 2014 год физические лица отказались от прав собственности на земельные участки общей площадью 17 тыс. га.
В случае если собственник или иной правообладатель, нарушающий земельное законодательство, не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения в течение более 3 – х лет подряд и добровольно не намерен отказываться от прав на него, то законодательством Российской Федерации предусмотрено принудительное изъятие земельного участка на основании решения суда.
За период с 2008 года по настоящее время Управлением Россельхознадзора по Курганской области выявлено нарушений земельного законодательства Российской Федерации, главным образом связанного с неиспользованием земельных участков сельскохозяйственного назначения на площади более 145 тыс. га.
За этот период принудительно изъято только 225 га у восьми собственников.
Вопрос принудительного изъятия неиспользуемых земель сопряжен с несовершенством законодательства в этом вопросе. Так, сам факт изъятия предусмотрен, но порядок исполнения данной нормы закона в отношении собственников земельных участков не установлен.
Статья 44 Земельного Кодекса Российской Федерации гласит, что данный порядок устанавливается гражданским законодательством, а статья 286 Гражданского Кодекса РФ, в части установления порядка изъятия земельных участков находящихся в собственности, отсылает к земельному законодательству Российской Федерации.
Статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации действительно предусмотрен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования ввиду ненадлежащего использования земельного участка. При этом предусмотрено предупреждение правообладателя о возможном принудительном изъятии в случае не устранения допущенных нарушений и обязательное привлечение виновного лица к административной ответственности.
Статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены основания, при наличии которых возможно принудительное изъятие, в том числе и у собственника земельного участка, но сам порядок изъятия не конкретизирован.
Например, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет со дня возникновения права собственности земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства или иной сельскохозяйственной деятельности. В то же время в указанный срок не включается срок, необходимый на освоение земельного участка по причине невозможности его использования. Срок освоения неиспользуемого сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Следовательно, можно предположить, что максимальный срок неиспользования земельного участка, по истечении которого он может быть изъят у правообладателя, в том числе и у собственника, составляет 5 лет. Но это при условии, если правообладатель в течение предусмотренного на освоение срока предпринял меры, направленные на введение земельного участка в оборот.
Кроме того, неиспользуемые земельные участки чаще подвергаются захламлению ТБО. Земельным законодательством Российской Федерации так же предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случае если площадь захламления составляет 0,5 га и более.
В данном случае принудительное изъятие возможно, также как и при неиспользовании земельного участка, с обязательным соблюдением 3-х условий:
- привлечение к административной ответственности за допущенное правонарушение:
- обязательное предупреждение о возможном принудительном изъятии в судебном порядке
- наличие факта неисполнения предписания о ликвидации свалки ТБО в течение установленного срока.
Или, например, еще одна ситуация. В результате земельной реформы труженики села в ходе приватизации получили земельные доли, размер которых по районам в среднем колеблется от 7-8 га до 15-17 га. Некоторые желающие объединились и организовали КФХ (вхождение нескольких собственников земельных долей, каждый со своей долей). Через какое-то время часть КФХ была ликвидирована, а принадлежащие гражданам земельные участки переданы в собственность с разрешенным видом использования — для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Но при этом в настоящее время в Курганской области установлен предельно — допустимый размер земельного участка, используемого для ЛПХ — 2,5 га. В связи с чем многие люди спрашивают — могут ли у них принудительно изъять эти «лишние гектары»?
О т в е ч а ю:
В случае, если Вы эти «гектары» используете, например, как минимум ежегодно выкашивая на сено, тем самым предотвращаете зарастание сельскохозяйственных угодий, в том числе древесно-кустарниковой растительностью, то нет.
А вот если Вы не используете или нерационально используете переданный Вам для ведения личного подсобного хозяйства участок, он может быть изъят в принудительном судебном порядке и тому в Курганской области уже есть примеры. Здесь есть только один выход – отмежевать эту часть земельного участка, например, 2,5 га или меньше, которую Вы реально можете использовать, а от остальной части земельного участка можно отказаться.
Таким образом, можно сделать вывод, что принудительное изъятие нерационально используемого либо неиспользуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения – это вынужденная мера, которой в обязательном порядке предшествует предоставление возможности устранения допущенных нарушений. Но при этом следует учесть один существенный момент. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 76 Земельного Кодекса Российской Федерации принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правоотношениями вреда. Но это, как говорится, совсем другая история, на которой можно остановиться позднее, тем более, что срок давности привлечения к ответственности за причинение вреда почвам составляет 20 лет.
Сергей Извеков

Последние новости